Подканцлер Великого княжества Литовского Стефан Пац  в расцвете жизненных сил, на пике карьеры  и  славы пожелал быть запечатленным на парадном портрете не только с родовым гербом в правом верхнем углу полотна  - (герб Gozdawa) - что вполне в традициях магнатских портретов польской шляхты), но и непрменно с важнейшим на его взгляд атрибутом человека важного, титулованного, а именно -  с большой личной шляхетской печатью в руке - на печати без труда  можно рассмотреть все тот же фамильный и родовой герб  Гоздава.

Этим ярким живописным вступлением мы начинаем обширную тему отдела сфрагистики.

Сразу же следует оговориться - что портрет подканцлера взят из польской книги нашего библиотечного собрания, сама картина находится в польском музее, дальнейшая судьба запечатленной художником  печати и вообще неведома.

Тема же, затронутая и открываемая  парадным портретом пана Стефана не случайно представляется весьма  обширной и важной. Ведь большинство  тех, кто в XVII-XVIII столетиях имел возможность заказывать собственную персону  мастеровитому художнику, предпочитали  увековечивать себя в назидание потомкам во всей красе - в орденах, с оружием, на фоне  обширного имения, в доспехах, в лавровом венке или верхом на вздыбленном коне.

А тут представитель славного рода - словно с ценнейшей реликвией,  драгоценной саблей, булавою или скипетром -  изображен с большой родовой печатью в руке!

Стефан Пац служил секретарем короля Казимира III,  был подканцлером Великого княжества Литовского, среди его родственников былии гетманы и воеводы, род был влиятельным и богатым. В нынешнем Вильнюсе именно  в сохранившемся доме Пацев разместилось посольство Польши.

Печать как символ власти... Есть над чем задуматься...

 

СФРАГИСТИКА

 

Сфрагистика(от греч. sphragis - печать), сигиллография (от лат. sigillum - печать и греч. grapho - пишу) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.

Печатью принято называть как штампы, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и т. д.), - матрицы, так и оттиски их (на золоте, серебре, олове, воске, сургуче, бумаге и т. д.).

Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке (в Шумере, Египте и др.) и имела форму цилиндра (с изображениями и надписями), который прокатывали по сырой глиняной таблетке с текстом документа для нанесения на неё отпечатка.

Перстневая печать-щиток, оттискивавшаяся на воске и различных мастиках, характерна для античных времени.

В средние века в государствах Западной Европы, Византии, на Руси были распространены так называемые печати вислые, которые оттискивались специальными матрицами на золоте (хрисовул), серебре (аргировул), свинце (моливдовул), воске, сургуче и т. д. и закреплялись на привешенном к документу шнуре. Приблизительно с 14-15 вв. вислая печать стала постепенно вытесняться односторонней прикладной, оттискивавшейся на воске и мастиках, а затем и с помощью красящих веществ. Эта разновидность печатей характерна и для настоящего времени. Местами (Ватикан) до 20 в. сохранялись вислые печати.

Сфрагистика стала формироваться в 18 в. как отдел дипломатики, её цели ограничивались датированием документа и установлением его подлинности (с помощью печатей на нём). С конца 19 в., когда в научный обиход были введены многочисленный печати, обнаруженные в результате раскопок и утратившие связь с документом (древнеегипетские, древне-вавилонские, древнеиндийские., парфянские, древнерусские и др.), начался новый этап в развитии сфрагистики как дисциплины, изучающей историю формирования и развития древних государственных институтов на основе хронологической классификации совокупности печатей, четко выявляющих изменения государственного аппарата. Это новое понимание сфрагиситики нашло отражение в трудах учёных Г. Шлюмберже (Франция), Н. П. Лихачева и др. Материалы сфрагиситики - важные источники изучения прикладного искусства, геральдики, нумизматики, эпиграфики, ономастики, выяснения состава древних архивов.

В СССР наблюдается заметный подъём сфрагиситики, что вызвано значительным расширением её материалов в результате успешных раскопок в Новгороде и Пскове. Русская сфрагистика делится на два основных раздела: 1) период бытования вислых металлических печатей (10-15 вв.); представлен главным образом обнаруженными в результате раскопок свинцовыми буллами (основные коллекции в Эрмитаже, Государственном историческом музее, Новгородском музее); 2) период бытования прикладных печатей (с 15 в.). Русские печати 10-15 вв. использовались только представителями высшей власти и по своей принадлежности делятся на княжеские, епископские, посадничьи, печати тысяцких, наместников и т. д. Особое развитие получили печати в Новгороде 12-15 вв. В результате их изучения получены важные данные для характеристики взаимоотношений князя и республики и выяснения главных этапов развития республиканской государственности (реформы конца 13 в., середины 14 в., начала 15 в.). С 15 в. сфера применения печатей расширилась (они стали использоваться частными лицами).

Сфрагистика - наука о печатях.

Начало ей положил Мих. Гейнекций (1709 г.), за которым последовали Иоганн Гейманне давший ей греческое название «сфрагистика», Ф. Геркен, Гаттерер, Ледебур, князь Гогенлоэ-Вальденоург и др. Лучшие сочинения по сфрагистике за последнее время принадлежат Зейлеру, автору «Abriss der Sphragistik» (Вена, 1884) и «Geschichte der Siegel» (Лиц., 1894). В русской литературе, кроме особой главы о печатях в «Русской геральдике « А. Ламера, имеются по сфрагистике лишь отрывочные и незначительные сведения.

Сфрагистика имеет непосредственную связь с геральдикой и нумизматикой. С первой она связана тем, что многие изображения, употреблявшаяся прежде лишь на печатях, перешли потом в гербы. Удельные князья употребляли печати с изображением эмблем того удела, где они княжили; впоследствии эти эмблемы нередко входили и в гербы, напр. у князей Голицыных (герб вел. княжества Литовского). С нумизматикой сфрагистика связана тем, что на монетах часто чеканилась печать князя, при котором чеканили монету; по эмблеме на печати, если надпись на монете не сохранилась, можно было определить происхождение монеты. Обычай употребления печатей - очень старинный. Восточные народы уже в древние времена употребляли печати, преимущественно в Персеполисе, Вавилоне и Египте, и пользовались для того твердыми цветными камнями, в форме цилиндров, жуков и т. п., на которых вырезывались различные знаки. Библия во многих местах упоминает об употреблении печатей (III книга Царств, гл. XXI, ст. 8 и 11; книга Даниила, гл.XIV, ст. 12; книга Бытия, гл. XXXVIII, ст. 18 и 25; книга Исход, гл. XX, ст. 11 и 21).

От восточных народов обычай употребления печатей заимствовали греки и римляне. Последние обыкновенно употребляли печатиперстни, которые прикладывали к разного рода актам. Племена, поселившиеся на римской почве, усвоили себе обычай употребления печатей, который, однако, общим и повсеместным стал не ранее XII столетия. Печать долгое время заменяла собою подпись, вследствие чего значение ее было велико. Для предупреждения подлога употреблялись различные предосторожности. Прикладывание печатей к наиболее важным актам совершалось с особой торжественностью. Как у римлян, так и у германцев был обычай вместе с умершим класть в гробницу и его печать-перстень. Хранители королевских и государственных печатей носили их иногда на шее. До VIII в. употребляли большей частью односторонние печати, но с Х в. их стали вытеснять двойные, висячие на снурках или приклеивавшиеся к пергаменту, к бумаге. Печати были свинцовые (печати буллы, называвшиеся так от свинцовых шариков, через которые продевался снурок и потом выбивалось изображение), золотые (в редких случаях), серебряный, бронзовые, оловянные, восковые и сургучные. Кроме восковых и сургучных, все печати были висячими и носят в западной сфрагистике название sigilla pendentia или sigilla. Они привешивались в конце грамот, тотчас после подписи, на снурке льняном или шелковом или на обрывке пергамента или кожи. Если печатей было несколько, то при размещении их следовали положению и званию владельцев. Форма печатей была весьма разнообразна: они были круглые (древнеегипетские), овальные, продолговатые, треугольные, квадратные, шестиугольные и др.

Цвет воска печатей различался по достоинству лиц и по роду дел. Право печатать красным воском составляло принадлежность государя и лиц, которым дана была эта привилегия. Патриарх константинопольский печатал свои грамоты обыкновенно черным воском. Печатать голубым и лазоревым воском считалось привилегией в XVI и XVII вв. На печатях были изображения эмблем, присвоенных владельцам, надписи в форме наставлений, правил и др., изображения лиц владельцев и т. п. Особенно разнообразны были эмблемы или символы. В каждом государстве были и имеются особые государственный печати, которые подразделяются большей частью на три вида: большие, средние и малые: первые - для более важных документов, преимущественно законодательных актов и международных трактатов, а вторые и третьи - для менее важных и даже для писем государей. В некоторых государствах для личного употребления государей имеются особые частные печати (Англия, Нидерланды и др.). Большей частью хранителем государственной печати бывает министр или министерство юстиции, затем министерство иностранных дел (в Баварии, Нидерландах, Вюртемберге и Швеции) и государственное министерство (Пруссия). Папа римский имеет печать, носящую его фамильный герб; она прилагается к папским грамотам и к трактатам. У статс-секретаря папы - особая печать. В Швейцарии хранение государственной печати принадлежит канцелярии союзного совета.

В Poccии первые упоминания о печатях находятся в договорах Игоря и Святослава с греками. Из договора 945 г. узнаем, что послы наши должны были иметь печати золотые, а гости (купцы) серебряные. В 1006 г. Владимир св., устроив свободную торговлю между болгарскими и русскими купцами, даровал тем и другим особые печати, в ознаменование княжеского позволение и в удостоверение звания купцов. Сначала право иметь печать принадлежало исключительно великому князю, но, с раздроблением Руси на уделы, оно распространилось и на удельных князей. С административным развитием России печати сделались принадлежностью служилых людей разного рода; их имели также города и приказы. Княжеские печати были двоякого типа - частного, личного (печати-перстни) и официального, государственного. По примеру первых, рано стали заводить у себя печати и родовитые бояре. Печати были металлические - золотые, серебряные, серебряные вызолоченые и свинцовые; восковые (черные, желтые, темно-коричневые и красные); воско-мастичные, заменившие восковые в силу своей большей прочности; печати на дегте или на смоле (очень редки) и сургучные, вошедшие в употребление с конца XVII в. Металлические печати все привешивались на снурках различных цветовшелковых, гарусных и пеньковых; остальные прикладывались и иногда для большей сохранности прикрывались бумажкою, отчего назывались печатями под кустодиею.

Самая древняя сохранившаяся до нас княжеская печать - серебряная, позолоченная, с изображением на одной стороне лика Иисуса Христа, а на другой - Архангела Михаила, поражающего змея, она привешена к жалованной грамоте князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода (1125-1132 г.). В позднейших княжеских печатях, кроме упомянутых изображений, встречаются святые Александр, Николай, Иоанн Предтеча, Симеон и др., изображения князей, разнообразный эмблемы и надпись: печать такого-то князя. Между печатями XIV - XV вв. встречается немало античных, вывезенных, по всей вероятности, из Византии и изображающих, между прочими, мифологические сюжеты. Древнейшая из дошедших до нас городских печатей - новгородская приложенная к договорной грамоте 1426 г. (Новгорода с вел. князем тверским Борисом Александровичем) и изображающая животное с лошадиною головой, задом и ногами львиными, бегущее с поднятым хвостом; между головой и шеей его видна веревка, в виде узды; на обороте надпись-«печать новгородская». Поздние на новгородских печатях изображались тигр или пантера, женская фигура, сидящая на стуле, двуглавый орел, вечевые ступени с посохом архиепископа, медведь и др. За новгородскими следуют псковские печати; древнейшая из них - 1510 г., (с изображением барса, бегущего с расправленными когтями, высунутым языком я поднятым хвостом, а вокруг надпись: «печать господарства псковскаго»). Города, построенные в XV и XVI ст., получали печати от правительства, которое нередко изменяло и дополняло их . Обычным изображением на печатях патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов была Богоматерь; на печатях служилых и частных людей, кроме надписей, встречаются эмблемы. В течении всего московского периода государственная печать прилагалась ко всем актам вместо подписи царя.

По действующим основным законам, в России существуют три вида государственной печати: большая, средняя и малая; все они возобновляются при вступлении на престол нового государя. Каждая печать прикладывается к соответственным ее значению документам. На печатях изображен государственный герб. Кроме названных печатей, была еще печать воротная или орловская (с орлом на одной стороне и св. Георгием на другой), односторонняя, висевшая обыкновенно на вороту у печатника или хранителя государственных печатей. Подлинники ее хранятся в архиве министерства иностранных дел, равно как и печать кормленая или кормчая, на которой был изображен только герб московский. С XVIII в. существуют еще печати коронационные (серебряные). Из областных печатей наиболее любопытной является малороссийская. Она была дарована в 1576 г. Стефаном Баторием.

***

Сфрагистика - (от греч. - печать) или сигиллография (от лат. sigillum - печать) изучает печати как исторический источник, а также пломбы, цилиндры, буллы, скарабеи, керамические и гончарные клейма и др.


Печатями принято называть штампы, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и т.д.), матрицы , а также их оттиски (на золоте, серебре, свинце, олове, воске, сургуче, бумаге и т.д.)

Сопровождающая документ печать - это знак, свидетельствующий, что он действительно исходит от лица или учреждения, которым она принадлежит. Изучение печатей как знаков удостоверения документов, придание им юридической силы имеет большое практическое значение для исторической науки. Так, памятники сфрагистики могут дать ценные сведения об определённых сторонах деятельности государственных институтов, в рисунках печатей находят отражение различные события прошлого, поэтому они представляют собой ценный материал в общем комплексе источников для изучения той или иной эпохи. С помощью печати определяется авторство документов. Вырезанные с большим мастерством талантливыми мастерами, они нередко являются памятниками искусства.

Как и другие специальные исторические дисциплины, сфрагистика развивалась в системе практических знаний и постепенно оформилась в научную дисциплину со своими методикой и приёмами исследования.

Изначально приёмы сфрагистического анализа появились почти одновременно с введением в употребление печатей и других подобных знаков. Упоминания о древнерусских печатях, практике их употребления встречаются ещё в летописных источниках. В частности, летописец Нестор свидетельствовал, что они были известны на Руси ещё в первой половине Х в. и приложение их считалось необходимым для подтверждения княжеских договоров.

Исследования по отечественной сфрагистике вёл известный коллекционер древнерусских летописей Е. Болховитинов. Он сделал первый краткий обзор важнейших сфрагистических памятников, существовавших в России с древнейших времён до XVIII в. Подробное описание печатей дано в многотомной `Истории государства Российского` Н. М. Карамзина. В некоторых случаях он использовал сфрагистический материал для доказательства подлинности или подделки жалованных грамот.

Одной из первых фундаментальных работ по отечественной сфрагистике считается книга А. Б. Лакиера `Русская геральдика`, в которой собран и систематизирован большой и разнообразный материал. Значительный вклад в изучение воинских, гетманских, судебных, а также печатей украинской казацкой старшины и городов Глухова и Конотопа сделал А. М. Лазаревский. Всестороннее исследование казацких печатей XVI-XVIII провёл И. П. Крипякевич. Описание около 130 печатей украинской казацкой старшины сделали В. К. Лукомский и В. Л Модзалевский. Развитию отечественной сфрагистики способствовали публикации А. В. Орешникова.

До середины 30-х годов ХХ в. работы отечественных историков по сфрагистики носили преимущественно прикладной характер. Основное внимание уделялось публикации печатей. В довоенные годы вышли книги и статьи, в которых рассматривались ранние сфрагистические знаки. В 50-е годы исследователи стали больше разрабатывать проблемы теории, , поднимать вопросы о предмете сфрагистики как научной дисциплины, конкретизировать её задачи. Характерной чертой работ, вышедших в последующее годы, является углублённое изучение больших комплексов памятников и совершенствование методики их исследования.

По способу прикрепления печати делятся на вислые и прикладные.

До XV в. включительно использовался преимущественно первый тип. На документе, написанном на пергаменте или бумаге, в его нижней части под текстом делалось небольшое отверстие, через которое продевался шёлковый или льняной шнур, концы его скреплялись печатью.

Иным способом привешивалась древнейшая вислая печать Х в., найденная археологами в Новгороде. Она принадлежала старшему сыну князя Владимира Святославовича - Изяславу Владимировичу, родоначальнику ветви полоцких князей. Печать оттиснута на неправильно обрубленном свинцовом бруске и привешена на широком кожаном ремешке.

В конце XIV в. появляются прикладные печати. Ранее использовались прикладные печати, оттиснутые перстнями.

По материалу, употреблённому для получения оттиска, печати делятся на металлические, восковые, воскомастичные, сургучные, копчёные. Из металлов для этой цели использовались золото, серебро и чаще всего свинец. Это объясняется как его сравнительной мягкостью, так и дешевизной.

Для изготовления печатей употреблялся воск: чистый белый, жёлтого цвета или смешанный с краской - чёрной, красной или тёмно-коричневый. Поскольку воск - непрочный материал, для предохранения печати от быстрого разрушения приготовляли особую восковую мастику: воск смешивается с краской, мелом или мукой, смолами и жирами. Печати из такой смеси назывались воскомастичными. Сохранность их лучше, чем восковых. Чаще всего в состав входила красная краска.

Приблизительно с конца XVII в употребление вошли сургучные печати, получившие широкое распространение в XVIII в. На документах XVIII вв. встречаются и так называемые копчёные печати. Материалом для получения их оттисков была сажа. Металлическая или каменная матрица коптилась на огне и затем прикладывалась к бумаге. Поле такой матрицы давало чёрный отпечаток на бумаге, а вырезанный на ней рисунок или надпись получались белого цвета. В XIX-XX вв. с появлением каучуковых штемпелей стала употребляться в качестве материала для получения оттиска особая жидкая мастика.

Специальные исторические дисциплины. - Киев, 1992. - С. 253-256

По материалам сайта http://collection.rin.ru/
 
 
*********************************************************************************
 

Русская сфрагистика

   Все сфрагистические памятники делятся на печати и пломбы. Понятие «печать» в сфрагистике распространяются как на штампы, или матрицы, так и на их оттиски, оставленные на различных материалах – металлах, воске, сургуче, бумаге. Матрицы печатей вырезались в твердом материале – камне, металле, кости, дереве или, в Новое время, в мягком – каучуке, резине.
     По способу своего прикрепления к документу печати можно разделить на две большие группы – вислые, привешивавшиеся к документам на шнуре, и прикладные, оттискивавшиеся на самом документе или предмете. Прикладные могли быть, естественно, только односторонними, вислые – как односторонними (в этом случае они помещались в специальном ковчеге – маленькой открытой коробочке, заполненной материалом печати, по которому производился оттиск), так и двусторонними. Двусторонние оттискивались сперва специальными щипцами-буллотириями, затем – при помощи станков-тисков; односторонние – самыми различными по форме и способу изготовления штампами, наиболее распространенные из которых – перстни-печатки, но встречаются и печати с рукоятями (порой в виде шахматных фигурок), и пластины с ушками для подвешивания. В средние века господствующим видом печатей были вислые, прикладные (распространенные прежде в античности) вытесняют их вновь в течении XIV - XVI вв. и затем становятся господствующими. Вислые сохранились в делопроизводстве Ватикана до XX в.

     По материалу вислые печати делятся на металлические (буллы) и восковые (воско-мастичные). Металлические оттискивались на золоте (хрисовулы), на серебре (аргировулы) и на свинце (моливдовулы). В русской сфрагистике хрисовулы известны начиная только с эпохи Московского царства, обнаружен лишь один хрисовул домонгольского периода. Зато известны так называемые русские хрисовулы (позолоченные аргировулы), которые, впрочем, тоже довольно редки. Ими скреплялись документы особой важности. Подавляющее же количество булл русского средневековья – моливдовулы. Кроме металлов, вислые печати оттискивались также на воске и восковой мастике (для предохранения от разрушения их часто помещали в специальные контейнеры – кустодии).
     Особым типом сфрагистических памятников являются пломбы. Этим словом называются буллы, оттиснутые буллотириями, размер матриц которых не превышал 10-12 мм (у печатей – не менее 15 мм), на заготовках, масса которых не превышала 3-4 г (у печатей – не менее 8 г). Древнерусские пломбы почти исключительно свинцовые. Их функции пока остаются предметом гипотез и дискуссий. Часть их, вероятно, запечатывала тюки с товаром, подтверждая их неприкосновенность. Вероятно их использование в качестве свидетельств таможенной оплаты, знаков производства, удостоверения денежной роли шкурок пушных зверей. Но некоторые пломбы крепились на письменные документы, и роль их пока не установлена.

     Прикладные печати изготовляются восковыми, воско-мастичными, дегтярными, сургучными, копчеными (оттиск на бумаге сажей), мастичными. Вопрос о регламентации цвета вощаной мастики, так же, как и вопрос о регламентации металла булл, ясен не окончательно. Применялись красновосковые, черновосковые и желтовосковые печати. Первые употреблялись преимущественно в делопроизводстве московской великокняжеской канцелярии, вторые – в московской митрополичьей, но строго порядка в этом не наблюдается.

     Основное назначение печати заключается в удостоверении подлинности документа, который она скрепляет, в придании ему юридической силы. В этом качестве печати впервые появились в Двуречье, Египте и других древних странах. Печать подтверждала, что документ действительно исходит от обладателя печати. После того, как владелец печати умирал или терял право юрисдикции, печать-матрица на Руси, вероятно, уничтожалась – по крайней мере, до XVI в.

     Во всяком случае, практически не обнаружено печатей-матриц более раннего периода, хотя печати-оттиски найдены в изобилии. Обнаружение одной из печатей-матриц в могильнике лишь подтверждает эту гипотезу. В ее пользу говорит и практика наследования матриц – использования одной из матриц старой печати в печати преемника юрисдикции: пара матриц на буллотириях тем самым прекращала свое существование в качестве пары – печать, тождественную прежней, оттиснуть было уже невозможно.
     Другое назначение печати – защита документа от тайного несанкционированного вскрытия: запечатывание делало невозможным прочитать текст, не нанеся печати или крепящему ее шнуру видимых повреждений. Обе функции печати используются до сих пор: первая – в простановке печатей на документы, вторая – для запечатывания бандеролей на почте или опечатывания помещений.
     На древнерусских печатях, кроме легенды (текста), изображались Христос, Богоматерь, святой или пара святых, крест, композиция на тему церковного праздника, правитель, княжеская эмблема. Христос, крест, княжеская эмблема означали властные полномочия (разного уровня – Христос, например, суверенную «власть от Бога»); Богоматерь – печать духовного лица; композиция на тему церковного праздника (например, Благовещения) означает печать собора или монастыря соответствующего посвящения (к той же группе можно отнести изображение Троицы), то же значение имеет изображение парных святых (Бориса и Глеба, Петра и Павла, Козьмы и Дамиана), а иногда и одного святого.

     В Московском княжестве начиная с XV в. появились печати сперва с изображением ездца, а затем – и двуглавого орла. Самая ранняя сохранившаяся красновощаная печать с ездцом на аверсе и двуглавым орлом под двумя коронами на реверсе (ее принятое наименование – «двойная кормчая», или «кормленая», иногда – «Малая Государственная») приложена к грамоте 1497 г., но доказано, что к этому времени она применялась уже около семи-восьми лет. Подобные печати использовали и все последующие правители Московской Руси вплоть до Михаила Федоровича Романова (только начиная с Бориса Годунова орел стал иногда увенчиваться тремя коронами, с одной в центре). Но Иван Грозный, несколько раз варьировавший изображение на печати, впервые использовал и прижившийся впоследствии вариант: поместил изображение ездца в нагрудный щит, наложенный на орла. На реверсе такой печати также располагался двуглавый орел, в нагрудном щите которого находился уже единорог. Следующим шагом в развитии государственной сфрагистики, предпринятым также Иваном Грозным, стало создание Большой Государственной печати, в которой двуглавый орел (кстати, увенчанный одной короной) сопровождался 24 (по 12 с каждой стороны) территориальными эмблемами земель, названия которых входили в титул царя и великого князя.

     По мере геральдизации эмблем на печатях (как личных, так и государственных) стали помещаться гербы, появился даже термин гербовая печать. Начиная с XVII в., вид государственной гербовой печати с двуглавым орлом меняется лишь в деталях. В Большой Государственной печати Алексея Михайловича внизу, под орлом, изображались две группы воинов с поставленным копьем между ними. Петр I поначалу использовал это же изображение, только заменив копье лентой с тремя крестами. После учреждения в 1698 г. ордена Андрея Первозванного изображение всадника стало окружаться орденской цепью. Малая Государственная печать Петра I имела несколько вариантов, в некоторых из них на груди орла находился не всадник, а Андреевский крест, Богоматерь, распятие. При Павле I всадник помещался на фоне Мальтийского креста. В XIX в. гербы территорий, подвластных российской короне, стали помещаться не вокруг орла, а на его крыльях. На правом крыле орла помещались гербы земель, присоединенных в XVI в. Иваном Грозным (Казанского, Астраханского и Сибирского царств), на левом – гербы территорий, присоединенных в XVIII – XIX вв. Екатериной II и Александром I (царства Польского, великого княжества Финляндского и Тавриды). Был и другой вариант: гербы Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств – справа, Казанского, Астраханского и Сибирского царств – слева. При Александре II в 1856 г. всадник был развернут в правую геральдическую сторону, количество щитов на крыльях доведено до восьми, причем изменился не только их состав (теперь это были гербы царств Казанского, Астраханского, Польского и Сибирского, Тавриды, Грузии, соединенные гербы великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского, герб великого княжества Финляндского), но и порядок «прочтения» - по строкам, а не вкруговую.

     Разработка Большого, Среднего и Малого Государственных гербов привела к разработке трех аналогичных Государственных печатей. Случаи их применения были строго регламентированы. Большая Государственная печать прикладывалась к государственным законам, учредительным актам, уставам; к статутам орденов; к грамотам на титул императорского высочества и князя императорской крови; к дипломам на княжеское и графское достоинство; к полномочиям, аккредитованиям и отзывам дипломатических лиц при иностранных дворах; к патентам на звание консула. Средняя Государственная печать прикладывалась к грамотам городам и обществам с подтверждением прав и преимуществ; к дипломам на баронское и дворянское достоинство; к ратификациям трактатов с иностранными державами и грамотам восточным правителям; к грамотам ханам Хивинским и эмирам Бухарским. Малая Государственная печать прикладывалась к грамотам на пожалование земли; к патентам на чин; к благоволительным грамотам; к грамотам монастырям; на потомственное почетное гражданство; к грамотам на тарханское достоинство; к ответным грамотам, аккредитивам, утверждениям договоров и пр.; к паспортам, выдававшимся Министерством иностранных дел.

     Временное правительство сохранило на печати изображение двуглавого орла, но без корон и всадника, поражающего змия, и без гербов, входящих в императорский титул. Впервые с конца XVII в. появилось изображение внизу под орлом – здание Таврического дворца в Петрограде, где заседала Государственная дума.

     3 августа 1918 г. Совнарком запретил всем учреждениям употреблять печати с двуглавым орлом, и в тот же день было решено изготовить и снабдить печатями нового образца все советские учреждения. В СССР гербовой печатью могли пользоваться высшие, центральные и местные правительственные учреждения, а также их отделы, выполнявшие самостоятельные функции.

© 2009 музей Шереметьевых.

Главная  Вступление  Разделы  Пресса  Контакты  Форум